2 дня
О сайте3 | SUCD 10 00028 1990, дата записи: 1989, 1990 |
Антология русской симфонической музыки А. ГЛАЗУНОВ (1865—1936) Симфония № 8 ми-бемоль мажор, соч. 83 1 1. Allegro moderato—10.40 2 2. Mesto—14.13 3 3. Scherzo. Allegro — 6.33 4 4. Finale. Moderato sostenuto. Allegro —13.42 Две пьесы для оркестра, соч. 14 5 1. Идиллия — 11.06 6 2. Грезы о востоке — 9.17 7 Серенада № 2 фа мажор, соч. 11— 3.37 Общее время звучания — 69.08 Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Евгений Светланов Записи 1989 (1), 1990 (2, 3) гг. Звукорежиссеры: С. Пазухин (1), М. Кожухова (2,3) Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Байкова "Антология русской симфонической музыки. Дирижер Е. Светланов" (№ 18) |
Последняя, Восьмая симфония А.К. Глазунова (соч. 83, 1906 г.) отличается большой цельностью замысла и его воплощения. Она подводит итог исканиям композитора в области симфонического жанра на протяжении двух с половиной десятилетий. Академик Б. Асафьев так писал о Восьмой симфонии: «Она замыкает цепь своих предшественниц в том смысле, что в ней сосредоточены настроения, эмоции, контрасты и сопоставления, уже затронутые и развивавшиеся раньше, равно как и использованы многие привычные Глазунову и им выбранные или найденные технические приемы обработки материала. Но она же намечает и новые, более смелые методы овладения материалом и его использования; за методами же и за техникой воплощения в Восьмой симфонии раскрываются широкие и вдаль углубленные прозрения композитора, звуковое мироощущение которого здесь несказанно могущественно обогатилось, давая тем самым простор более смелым суждениям о стиле его музыки и психологических основах его творчества». «Самая совершенная» – так говорит о Восьмой симфонии Евгений Светланов. Симфония проникнута глубокими, а порой и суровыми раздумьями; скорее всего, это раздумья о существе жизни, о бытие. В ней, по сравнению с предыдущими, более напряжен эмоциональный строй, обострены контрасты, на первый план выходят драматические коллизии, достигающие порой подлинного трагизма. Цельности цикла способствует принцип монотематизма, доведенный до совершенства. Уже в первой части заложены скорбные черты тематизма второй части, взволнованная настороженность третьей, возвышенная торжественность финала. Такой несвойственный симфоническому творчеству Глазунова образный строй Восьмой симфонии исследователи связывают, прежде всего, с критическим периодом для России в целом и русской музыкальной культуры в частности. В стране бурно развивалось революционное движение. Сложный период жизни переживал и сам композитор. Вместе с Римским-Корсаковым и Лядовым он встал во главе прогрессивных музыкальных кругов и вынужден был покинуть Петербургскую консерваторию, которую возглавлял с 1885 года. В конце эскизной рукописи Восьмой симфонии есть пометка автора: «Окончено 18 октября 1905 года в день дарования свободы русскому народу, вернее завоевания ее мирным путем». Образное развитие Восьмой симфонии Глазунов завершает торжеством воли, света и разума в финале, оставаясь верным своему жизненному и творческому оптимизму. Исполнение Восьмой симфоний восхищает великолепным оркестровым бельканто в лирических излияниях композитора, высочайшей наполненностью чувств в кульминациях, тонкостью и филигранностью скерцозных эпизодов, эпической масштабностью финала. И главное – режиссерской точностью в расстановке материала, узловых моментов драматургии цикла в целом и отдельных его частей. Все это относится не только к прочтению Восьмой симфонии, но и всех симфоний Глазунова Евгением Светлановым. И. Чумакова |