2 дня
О сайте5 | SUCD 10 00020 1990, дата записи: 1989 |
А. ГЛАЗУНОВ БАРЫШНЯ-СЛУЖАНКА Балет в одном действии, соч. 61 (Пастораль Ватто) на сюжет Мариуса Петипа 1. Интродукция 2. Сцена I 3. Мимический речитатив 4. Сарабанда 5. Фарандола 6. Сцена II 7. Танцы марионеток 8. Сцена III 9. Сцена IV 10. Сцена V 11. Вариация 12. Сцена VI. Марш 13. Сцена VII. Большой вальс 14. Сцена VIII 15. Сцена IX 16. Сцена X 17. Сцена XI 18. Короткий танец крестьян и крестьянок 19. Танец жениха и невесты 20. Вариация 21. Фрикассе Общее время звучания — 56.30 Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Евгений Светланов Запись 1989 г. Звукорежиссер М. Кожухова. Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Байкова На обложке буклета: А. Ватто. Общество в парке Из серии "Антология русской симфонической музыки. Дирижер Е. Светланов" (№ 11) |
Спустя год после премьеры «Раймонды» на сцене петербургского Мариинского театра Александр Глазунов создает одноактный балет «Испытание Дамиса» на сценарий Мариуса Петипа (по картине Ватто). Действие балета происходит во Франции XVII-ХVIII веков. В замок богатой герцогини приезжает Дамис, жених её дочери Изабеллы, которая, желая испытать его чувства, переодевается в платье своей служанки Маринетты. Дамис влюбляется в мнимую служанку и предлагает ей бежать, выдерживая, таким образом, испытание Изабеллы. Балет завершается праздником в замке герцогини по случаю обручения дочери. В рукописном сценарии Петипа существует несколько названий балета, но нет того, который Глазунов проставил на обложке клавира, изданного в 1899 году, – «Барышня-служанка». Несмотря на то, что сюжет балета развертывается во Франции, музыка, с её чисто русской национальной основой, остается типичной для Глазунова. Интересно высказывание композитора о работе с Петипа. «После балетов мне стало всё легко, – писал он. – Необходимость считаться с условиями хореографии, правда, связывала меня, но она же и закаляла для симфонических трудностей. Я должен был удовлетворять желания балетмейстера и не выходить, иной раз, из пределов шестнадцати-или тридцатидвухтактного периода, но в этих железных оковах разве не скрывалась лучшая школа для развития и воспитания чувства формы? Разве не нужно учиться свободе в оковах?» Таково было творческое содружество двух великих художников. Запись балета «Барышня-служанка» – последняя страница беспримерного труда, не знающего аналогов в мировой грамзаписи – «Антологии русской симфонической музыки», которую дирижёр Евгений Светланов осуществлял с первых шагов своей дирижерской деятельности. Этот труд был начат записями всех симфонических произведений П.И. Чайковского, а завершен всеми произведениями того же жанра А.К. Глазунова. Страстный пропагандист отечественной музыки, Евгений Светланов совершил творческий подвиг. Верным его союзником и «соучастником» этой работы был Государственный академический симфонический оркестр Союза ССР, в котором Светланов с 1965 года является главным дирижёром и художественным руководителем. На протяжении всей жизни музыкант следует своему кредо, выраженному таким высказыванием: «Нам важно как зеницу ока хранить в чистоте великие завоевания нашей музыкальной культуры. Все лучшее, накопленное нашей музыкой прошлых лет, должно постоянно звучать. На этих сочинениях должны воспитываться новые поколения слушателей». Инна Чумакова. |