6 дней
О сайте4 1 | SUCD 10 00091 1990, дата записи: 1978, 1987 |
Р. ЩЕДРИН (p. 1932) Озорные частушки Концерт для большого симфонического оркестра, соч. 1963 г. — 8.14 Не только любовь Симфоническая сюита из оперы, соч. 1964 1. Вступление— 3.45 2. Дождь — 4.13 3. Кадриль — 7.40 4. Ночная встреча — 8.58 5. Финал — 5.34 Девичий хоровод из балета «Конек-горбунок», соч. 1956 г. — 3.39 Торжественная увертюра, соч. 1982 г. — 5.02 Звоны Концерт для оркестра, соч. 1968 г.— 10.10 Общее время звучания — 57.15 Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Евгений Светланов Запись 1987 (1 — 4), 1978 (5) гг. Звукорежиссеры: М. Кожухова (1 —3), И. Вепринцев, Е. Бунеева (4), А. Юнк (5) Редактор Л. Абелян Художник А. Григорьев Фото Г. Прохорова |
Балет Родиона Щедрина «Конек-горбунок» завершен в 1956 году. Хотя поставлен он был на сцене Большого театра лишь четыре года спустя, музыка его очень быстро утвердилась на концертных эстрадах. Еще в год создания балета прозвучала в Москве оркестровая сюита из «Конька», которую затем включили в свой репертуар многие дирижеры, в том числе Л. Стоковский. «Девичий хоровод» (фрагмент третьей картины первого действия) – один из обаятельных образцов мелодического дара Щедрина, отмеченный тонкостью чувства, сдержанным лиризмом, строгой и в то же время игривой танцевальностью. Эта пьеса часто звучит на концертах. В 1961 году на сцене Большого театра была поставлена опера Р. Щедрина «Не только любовь». Опера на современную тему, о тяжких буднях послевоенной советской деревни. На долю новаторского произведения выпала сложная судьба: опередив время, оно лишь спустя десятилетие получило признание. И на этот раз путь этой музыки к сердцам слушателей проложила сначала оркестровая сюита, созданная в 1964 году. Её составили эпизоды, контрастные по настроению, но в целом передающие дух и колорит театрального действа. За коротким Вступлением следует пейзажная, но задающая тон всему повествованию зарисовка «Дождь» (в опере этот эпизод представляет собой Фугу и Квартет трактористов); далее следует иронично-юмористическая простодушная «Кадриль», лирическая «Ночная встреча». Завершает сюиту Финал, вроде бы не ставящий окончательной «точки», но сохраняющий настроение затаённой печали и незавершенности. Особняком стоит Торжественная увертюра – короткая и эффектная пьеса, выдержанная в традициях этого жанра, заложенных русскими классиками и продолженных Д. Шостаковичем. Р. Щедрин посвятил её 60-летию образования СССР. В пьесе взаимодействуют лирическая напевная мелодия славянского склада, ритмические приметы музыки народов Кавказа, тема казахского кюя, записанная автором в 1982 году в Алма-Ате. Торжественная увертюра впервые прозвучала 20 декабря 1982 года на праздничном концерте в Кремлёвском Дворце съездов в честь 60-летия образования СССР. Исполнителем её был Государственный академический симфонический оркестр СССР под управлением Е. Светланова. Оркестровый концерт «Звоны» Написан Щедриным в 1968 году по заказу Нью-Йоркской филармонии к 125-летию её существования; там же он и был исполнен впервые филармоническим оркестром под управлением Леонарда Бернстайна.«Звоны» воспринимаются как ещё одно оригинальное претворение национального звукового наследия. Это подтверждают и слова самого автора, который так говорит об истоках своего сочинения: «Колокольный звон с самых давних времён занимал большое место в жизни русского человека, возвещал о радостях и горе, сопутствовал праздникам и бедам. Мне думается, что старинный колокольный звон – это целая область русской музыкальной культуры со своими древними традициями, специальной терминологией, со своей азбукой и т.д. Некоторые принципы колокольного звона, разумеется, трактуемые весьма свободно, использованы в этом сочинении, также, впрочем, как и некоторые элементы старинного русского безлинейного нотного письма – так называемые «крбци» и «знаменный распев». Некоторые страницы «Звонов» вдохновлены живописью величайшего русского художника Андрея Рублева». |