14 дней
О сайте6 2 | Д-5997-8 1960 |
Г.Ф.ГЕНДЕЛЬ Речитатив и ария Альмирены из оперы Ринальдо Ария Руджиеро из оперы Альцина Ария Птоломея из оперы Птоломей С.Преображенская Орк Ленинградской гос.филарм.Дир.Д.Долгат ------------------- П.И.ЧАЙКОВСКИЙ Сцена и песенка Графини из оперы «Пиковая дама» С.ТАНЕЕВ Речитатив и ария Клитемнестры из оперы «Орестея» С.Преображенская Оркестр |
Жизнь и творческая деятельность народной артистки СССР Софьи Петровны Преображенской целиком связаны с Ленинградом. Здесь она родилась, впервые познакомилась с оперным театром, с 1923 года училась в консерватории, вначале у Н. Н. Зайцевой, затем у известного тенора И. В. Ершова, занятия и творческое общение с которым во многом сформировали личность Софьи Петровны. В начале 1928 года Преображенская дебютирует на сцене Ленинградского академического театра оперы и балета (ныне — имени С. М. Кирова) в партии Амнерис в «Аиде» Верди. Дирижер Д. Похитонов, руководивший этим спектаклем, вспоминал позже: «Начали репетировать сцену четвертого акта оперы «Аида» — пробный камень для меццо-сопрано. После нескольких фраз будущей Амнерис я понял, с каким замечательным явлением имею дело. Необыкновенная, какая-то особенная, в душу проникающая красота голоса, сила, эластичность, широкая свободная кантилена, безукоризненная интонация и ритм поразили меня. Все разнообразие эмоций — от гнева, ревности, жажды мщения до страстной мольбы — все нашло верное и яркое отображение в изумительном голосе певицы...» Одухотворенность, выразительность, глубокая эмоциональность артистки проявились и в последующих ее работах — партиях Марфы («Хованщина» Мусоргского), Любаши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Княгини («Чародейка» Чайковского), Любови Кочубей («Мазепа» Чайковского), Азучены («Трубадур» Верди). Особенно были близки Преображенской партии драматического плана, сильные, волевые характеры. Софья Петровна говорила: «Мне хочется подчеркнуть мое тяготение к напряженным волевым партиям, насыщенным глубоким драматизмом. В этом плане я хотела бы спеть партию Жанны д'Арк в опере «Орлеанская дева» Чайковского. Она привлекает меня музыкальной насыщенностью и героичностью». Когда в 1945 году Ленинградский театр решил ставить «Орлеанскую деву», партия Иоанны, естественно, была поручена Софье Петровне. Ее огромный успех в этой роли определился не только вокальной и сценической убедительностью исполнения, но и его общественным, гражданским пафосом. Многие ленинградцы хорошо помнили, как в самые тяжелые дни блокады Преображенская пела в блиндажах, на передовых позициях — в Колпино, Кронштадте, на боевых кораблях. И для самой певицы героико-патриотическое звучание образа Иоанны во многом перекликалось с памятными переживаниями недавних военных лет. 19 декабря 1945 года после полувекового перерыва «Орлеанская дева» прозвучала на ленинградской оперной сцене. «Меня очень волновала, — писала Преображенская, — любовь Иоанны к отчизне, ее трагически прекрасная судьба. Когда я стояла на сцене в кольчуге и латах, готовая погибнуть за свой народ, и, прощаясь с родимым краем, пела «Простите вы, поля, холмы родные...» — мне казалось, что в музыке раскрывалась душа героинь и нашего русского народа». Софья Петровна Преображенская с успехом пела и в операх Вагнера. Огромный по диапазону голос (более двух октав), крепкие контральтовые низы позволяли певице легко преодолевать вокальные трудности партий Фрикки в «Золоте Рейна» и Вальтрауты в «Гибели богов». Совершенно иными средствами воплощала артистка образы русской оперной классики — трогательную Ганну в «Майской ночи» Римского-Кор-сакова, бойкую Шинкарку в «Борисе Годунове» Мусоргского, сердечную Няню в «Евгении Онегине» Чайковского. Большой психологической глубины достигала певица в партии Графини в «Пиковой даме» Чайковского. Софья Петровна всегда следовала завету своего учителя И. В. Ершова: «оперный актер — не просто певец, а поющий драматический актер». Этим же принципом она руководствовалась и в своей педагогической работе в качестве профессора Ленинградской консерватории (1948—1953). Пела Преображенская и в операх советских композиторов. За исполнение партии Ефросиньи в «Семье Тараса» Кабалевского, так же, как и за участие в спектакле «Орлеанская дева», актриса была удостоена Государственной премии (1946 и 1951 гг.). Интересен концертный репертуар Преображенской. С огромным успехом она пела в Реквиемах Моцарта и Верди, великолепно исполняла вокальный цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти», многие романсы Чайковского, арии из опер Генделя. В ее искусстве покоряли глубокая эмоциональность, выразительная фразировка, способность воплощать сильные и возвышенные чувства. Т. СОКОЛОВА |