2 дня
О сайте23 1 | Д 013567-8 1964, дата записи: ноябрь 1959 г. |
Р. Шуман: Фантазия до мажор, соч. 17 Карнавал, соч. 9 _________________________________________ Fantasy in C major, op.17 Carnival, op.9 Recorded live at November 1959 ================ Р. Шуман: Фантазия до мажор; Карнавал, маленькие сцены Записано с концертов в Малом зале Московской консерватории, 1950 г. |
"ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — это второе творение", — говорил великий пианист А. Рубинштейн. Слушая В. Софроницкого, невольно вспоминаешь эти замечательные слова. Момент творческого созидания настолько зримо присутствовал в игре этого редкого по дарованию пианиста, что можно было смело поставить В. Софроницкого рядом со Скрябиным (когда он играл Скрябина), или с Шуманом (когда играл Шумана), или с Шопеном (при исполнении произведений Шопена). Все это ставит искусство В.Софроницкого в ряд наиболее совершенных и высокохудожественных явлений современности. Владимир Владимирович Софроницкий родился в Петербурге 25 апреля 1902 года в семье педагога. Любовь к музыке проявилась у мальчика в раннем детстве и была бережно поддержана его первой учительницей музыки А. Гецевич (ученицей А. Рубинштейна), а затем — профессором Варшавской консерватории, видным шопенистом А. Михаловским. С четырнадцати лет юный музыкант занимался у одного из лучших русских педагогов — профессора Л. В. Николаева и уже в 1920 году блестяще закончил Петроградскую консерваторию. В первые же годы своей концертной деятельности В. Софроницкий обратил на себя внимание глубокой серьезностью исполнительской манеры, определенностью эстетических устремлений, исключительной самостоятельностью музыкального мышления. Успех пианиста быстро рос. Влияние его искусства на исполнительскую молодежь становилось все более значительным. Восторженно отзывались о нем и такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Глазунов, Асафьев, Малько, Шостакович, Полякин, Соллертинский. 30-е годы — полоса расцвета творческой деятельности В. Софроницкого. С 1936 года он становится профессором Ленинградской консерватории, а в 1937—1939 годах проводит цикл концертов, посвященных русской и советской музыке. Зиму 1941/42 года В. Софроницкий проводит в блокированном Ленинграде, а в 1942 году переезжает в Москву, где преподает и ведет активную концертную деятельность до начала 50-х годов. Прервав из-за болезни на несколько лет свои выступления, В. Софроницкий вновь появляется на эстраде лишь в 1957 году. Критика с восторгом отзывалась об этих концертах, справедливо утверждая, что искусство В. Софроницкого переживает „второе рождение". Однако этот период оказался недолгим. Прогрессировавшая болезнь привела к трагическому концу. В августе 1961 года В. Софроницкий скончался. В. Софроницкий — на редкость субъективный и по-настоящему мудрый художник. Он играл настолько убеждающе, что своим исполнением как бы исключал возможность всякой другой трактовки. Говорить о его мастерстве и техническом совершенстве — излишне. Он достиг в этой области предельных результатов, никогда, впрочем, не выставляя их на первый план. В. Софроницкий вошел в историю как непревзойденный исполнитель произведений Скрябина. В репертуаре пианиста все сочинения этого замечательного русского композитора. И каждое из них дышит, живет своей жизнью в его мудром, вдохновенном, поэтичном исполнении. Произведения романтиков — центральный раздел репертуара В. Софроницкого. Творчество Шумана, Шопена и Листа всегда было в центре внимания музыканта. Чувство меры, благородная сдержанность, чистота стремлений придают пьесам романтического плана в интерпретации В. Софроницкого особый, этически возвышенный характер. Творчество других композиторов составляло меньший удельный вес в концертных программах пианиста. Исполнение им сочинений Бетховена и Прокофьева, Моцарта и Рахманинова, Шуберта и Дебюсси и отражало его ярчайшую неповторимую индивидуальность, силу и убедительность интерпретации. |