4 дня
О сайте25 7 | С50-11475-76 1978 |
С50 11475-6 АНДЕРСЕН Г. Х. Дочь болотного царя: Инсценировка Пер. Н. Шерешевской; Читает В. Соболев; Реж. В. Баринов Звукорежиссёр Н. Чибисова Редактор И. Якушенко Художник В. Попов конверт - АОЛЗГ, Типография Министерства культуры СССР. Зак. 102. Тир. 10000 |
АоЛЗГ. Типография Министерства культуры СССР. Зак. 1608. Тир. 3400 |
оборот конверта АОЛЗ, 1980 г зак. 550, тир. 10000 |
Ленинградский завод переиздание 1991 года |
Ленинградский завод переиздание 1991 года |
ЛЗГ, 27.03.86 Сейчас ты услышишь одну из прекрасных сказок великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Она создана больше ста лет назад. А легенды и. мифы тропической Африки и скандинавские сказания, которые послужили Андерсену материалом для его чудесного вымысла, и того старше: им сотни и даже тысячи лет. Но, как говорил сам писатель, умевший увидеть и почувствовать поэзию во всем — и в развалинах древних храмов, и в достижениях науки, и в самом обыкновенном лесном цветке: «Сказочная поэзия — это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя». Андерсен овладел этой поэзией. И в свои то волшебные, то кажущиеся чистой правдой «сказки и истории» вложил всю глубину своих мыслей и чувств, всю доброту своего большого сердца. Он обладал талантом наделять каждый предмет домашней утвари, каждое животное и птицу своей собственной и ни на чью другую не похожей жизнью характером, манерами, капризами и слабостями. Соломинка, стручок гороха, надменная свинья-копилка и оловянный солдатик, штопальная игла и крахмальный воротничок — каких только героев мы не встречаем на страницах андерсеновских сказок! «Материала у меня бездна, — говорил писатель,— больше, чем для любого другого рода поэзии; часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: «Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни». И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, и рассказ о любом из них готов». И в самом деле, вспомните хотя бы такую андерсеновскую сказку, как «Лен». Ведь она построена на... процессе промышленного использования льна. Пожалуй, ни одному из сказочников мира не удалось бы мало-мальски вразумительно и связно рассказать об этом. Андерсен же увлекательно, тепло и поразительно по-человечески воспроизвел этот процесс. Так бывало всегда, за что бы ни брался великий писатель, о чем бы ни хотел поведать людям на примере того или иного сюжета, который бы никому другому, кроме него, даже не пришло в голову использовать. Никто не спорит: сказка должна, просто обязана быть волшебной! Но у Андерсена эта волшебность совсем не обязательно определяется какими-то причудливыми поворотами событий. Правда, мы вовсе не хотим сказать, будто бы ему, сказочнику-философу, не свойственны ни безудержный полет воображения, ни изощренная изобретательность, будто бы ему не хватало фантастичности. .. Всем этим Ганс Христиан Андерсен владел даже в избытке. Чего стоит хотя бы всем нам известная «Снежная королева» со всеми ее приключениями, чудесными происшествиями, превращениями! .. Да и все-таки... Главное-то волшебство (даже если судить по одной «Снежной королеве») отнюдь не только в сюжете. Бывают ведь сказки куда незатейливее. А нас они не трогают, не волнуют ни сердце, ни мысль, не заставляют задуматься о чем-то гораздо более важном и существенном. Давайте-ка припомним эту бессмертную андерсеновскую сказку, вернее, один из ее эпизодов, в котором сказался весь Андерсен. .. .Герда, почти у цели своего долгого пути, встречает старую мудрую женщину. И добрый олень, на котором девочка пыталась пробиться сквозь пургу и метель, просит эту женщину помочь бедняжке, у которой износилась обувь, а одежда превратилась в лохмотья, — дать ей богатырскую силу, иначе не одолеть ей всемогущую коварную колдунью. А женщина отвечает оленю: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце...» Откуда бы ни черпал сюжеты своих историй, похожих на правду, великий сказочник: из сокровищницы мирового народного сказочного творчества или из глубин собственного воображения, — всегда он говорил об этой «скрытой в сердце» непобедимой силе. Силе любви, доброты и самоотверженности. Ради любви его герои жертвуют жизнью, идут на страшные лишения, преодолевают страх, несчастья, дальние дороги, один на один выходят на бой с жестокими и злыми врагами. Сам писатель прожил очень нелегкую жизнь. И его, как Гадкого утенка или босоногую Герду, не раз высмеивали и травили, унижали и завидовали ему. Не раз этот застенчивый, не отличавшийся ни знатностью происхождения, ни блестящим образованием, человек, признанный у себя на родине только к концу своей жизни, принимал бой за правду, жертвуя ради победы самым необходимым. Но скрытая в его сердце великая благородная сила любви к людям, сострадание и доброта помогали писателю выстоять. Он верил сам и призывал всех людей верить в существование и необходимость этой непобедимой силы. И в какой бы, пусть в самой безобразной, несуразной оболочке ни бывала скрыта эта сила, всегда в конце-концов она побеждала и превращала все вокруг в счастье, в жизнь, в сверкание солнца. Сейчас вы будете слушать, и, вероятно, впервые, сказку о «Дочери Болотного царя». Сказка эта волшебная. В ней есть и чудеса, и превращения, и неожиданности, характерные для такого рода сказок. Вот что писал Андерсен о «Дочери Болотного царя» в примечании к академическому изданию своих сказок: «Я читал древние скандинавские сказания и особенно увлекся историями о диких болотах. А также изучал труды о тропической Африке и исследования о перелетах птиц, в частности аистов...» Слушай ее внимательно. И тогда тебе откроется самое главное волшебство. Постарайся отыскать черты этого андерсеновского волшебства, пусть оно до времени и будет скрыто за колдовскими наваждениями. М. Бабаева |