6 дней
О сайте11 2 | А10 00269 007 1987, дата записи: 1986, 1987 гг. |
Сторона 1 В. ТИТОВ (ок. 1650— 1710) Всем скорбящим радосте Концерт для двенадцатиголосного хора — 7.13 АНОНИМ (XVIII в.) Сначала днесь поутру рано—4.57 М. БЕРЕЗОВСКИЙ (1745 — 1777) Не отвержи мене во время старости Концерт для четырехголосного хора—10.05 Сторона 2 А. ВЕДЕЛЬ (ок. 1770—1808) Ныне отпущаеши — 5.03 Д. БОРТНЯНСКИИ (1751 — 1825) Херувимская песнь № 7 — 4.31 Тебе Бога хвалим Концерт для двух хоров 1. Allegro maestoso — 3.56 2. Adagio — 2.54 3. Allegro — 2.14 Татьяна Муратова, сопрано (3) Жанна Полевцова, меццо-сопрано (3) Сергей Рокозица, тенор (3) Геннадий Беззубенков, бас (3) Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки Дирижер ВЛАДИСЛАВ ЧЕРНУШЕНКО Звукорежиссер Г. Цес. Редактор К. Иванова На лицевой стороне конверта: Заставка из певческой крюковой рукописи XVIII века Оформление художника В. Байкова |
В конце XVII века в русскую музыкальную культуру интенсивно входит новый многоголосный стиль хоровой музыки, получивший название партесного пения (пения по партиям), и новый его жанр — партесный концерт. Он явился одной из разновидностей пышного монументального стиля барочного мотета, распространившегося в католической церковной музыке сначала в Венеции, а затем, с XVII века, — в Польше. Русские композиторы пользовались чисто вокальной звучностью, достигая высочайшего мастерства и подлинной виртуозности в извлечении контрастов из противопоставления отдельных групп хора, регистров, динамических оттенков. Основным средством контрастирования служило чередование мощного полнозвучного tutti и прозрачных концертирующих построений, чаще всего трехголосных. В своих наиболее ярких и развитых образцах партесный концерт воплотил в музыке широкий круг культурных новаций, типичных для зодчества, поэзии, литературы, охватываемых понятием «русское барокко». Приподнятость, торжественность, богатство и яркость красок, пышность, цветистость, декоративность способствовали возвеличиванию, прославлению «преславной, ясносияющей, превеликой России». Одним из выдающихся мастеров партесного концертного стиля явился Василий Поликарпович Титов, оставивший огромное по объему наследие в различных жанрах многоголосной хоровой музыки того времени. Им создано более двухсот хоровых сочинении в жанре партесного концерта, написанных как для малых составов, так и для восьми-двенадцатиголосных хоров, шестнадцати- и двадцатичетырехголосных произведений. Его сочинения были распространены по всей России, пользовались признанием на Украине, а «Многолетие» сохранилось в русской церковно-певческой традиции вплоть до XX века. Концерты Титова — большие многоголосные композиции на тексты псалмов или праздничных песнопений, — пышные, эффектные, светлого, звонкого звучания, ярко воплотили дух русского барокко с его пафосом восторженного ликования и торжества. Таков его концерт «Всем скорбящим радосте». В 40-е годы XVIII века одновременно с возникновением различных пародийных произведений появился пародийный партесный концерт «Сначала днесь поутру рано». Имя его создателя не сохранилось. Сюжет концерта составляет жанровая сценка из жизни певчих, жаждущих опохмелиться. Соответственно сюжету, текст произведения основан на «низкой» лексике: разговорный язык с украинизмами и бытовизмами. Музыка его основана на «высоком стиле» партесного концерта: величественное хоровое звучание с последующим контрастом «покаянного» ансамбля трех басов, постепенное нагнетание динамики за счет контрастирующих типов изложения (канон, аккордовый склад танцевальной формулы, унисон в октаву на интонациях городской песни, вариантная гетерофонная фактура). Юмористический эффект этой пародии построен на несоответствии высокого стиля музыки тексту. Первая половина XVIII века в русской хоровой музыке характеризовалась устойчивой ориентацией на барокко, а с середины 60-х годов в ней ясно обозначились приметы нового классицистского стиля. Центральным жанром в русской хоровой музыке этого времени был духовный концерт. Именно в ёго стилистике объединились и нашли свое претворение разнообразные интонационные сферы: от литургической речитации и народной песни (русской и украинской) до ритмоформул танцевального и инструментального типа. Духовный концерт оказался тем жанром, где в первую очередь нашли отражение философское осмысление бытия, высокая духовность, нравственное, морализующее начало. Первый этап в развитии классицистского концерта представлен творчеством выдающегося русского композитора Максима Созонтовича Березовского. Он родился на Украине в известном профессиональными певческими традициями городе Глухове, учился в Киевской духовной академии, с конца 50-х годов был зачислен певцом в штат музыкантов и танцоров в театр Летнего дворца в Петербурге, где пел в опере и в придворном хоре, а в середине 60-х годов, уже будучи признанным хоровым композитором, первым из русских музыкантов был направлен для совершенствования своего мастерства в Италию, где обучался в Болонской академии. В 1771 году одновременно с Й. Мысливечеком он успешно выдержал экзамен на звание академика. Возвратившись в Россию в расцвете сил, таланта и мастерства, Березовский не нашел применения своим дарованиям и вскоре скончался. Драматична судьба композитора: ранний взлет его таланта, трагизм рано прервавшейся жизни, признание, которое получили еще при жизни его сочинения, несбывшиеся надежды и забвение его творчества на многие годы. Его наследие невелико по объему, но чрезвычайно значимо по исторической и художественной ценности. Концерт «Не отвержи мене во время старости» — подлинный шедевр отечественного хорового искусства — был создан композитором, скорее всего, в последние годы жизни. Текст 70-го псалма, на который написан концерт, исполнялся на литургии в предпоследнюю неделю Великого поста и тесно связан по содержанию и стилистике со «Страстями Христовыми»; по сути, концерт Березовского представляет собой жанр «страстного концерта». Он широко распространился в исполнительской хоровой практике, воздействовав своей формой, музыкальной лексикой, техникой, образной сферой патетики и драматизма на несколько поколений русских композиторов конца XVIII — XIX веков. Развитие русской хоровой культуры и жанра духовного концерта в последней четверти XVIII века неотделимо от имени Дмитрия Степановича Бортнянского. Список сочинений, созданных им на протяжении полувека (с 70-х годов XV111 века до 20-х годов XIX века), насчитывает около двухсот названий и включает оперы, более шестидесяти хоровых концертов, сонаты для клавесина и клавесина со скрипкой, камерные инструментальные ансамбли, кантаты и т. Д. Это единственный из русских композиторов XVIII века, чья музыка продолжала пользоваться любовью и признанием и после его смерти. С 1796 года и до конца дней Бортнянский стоял во главе хора Придворной певческой капеллы, получив в 1801 году титул ее директора. Этот период в жизни Капеллы был одним из самых блестящих. Кульминация хорового творчества композитора относится к 90-м годам XVIII века. Бортнянский утвердил и завершил развитие хорового концерта классического типа, структура которого имеет общие черты с сонатно-симфоническим циклом. В строгой, соразмерной, поистине классической гармонии концертов воплощал композитор идеи нравственного самосовершенствования личности, проповедовал доброту, веру в силу разума, облагораживающего человека. Большая часть хоровых сочинений написана композитором для обычного чётырехголосного состава. К ним относится «Херувимская песнь» № 7. Возвышенность, спокойствие, умиротворенность этой музыки заставляют, отрешившись от повседневности, ощутить подлинные высшие духовные ценности. Как и другие «Херувимские», она написана в строфической форме и построена на постепенном нарастании силы и плотности хорового звучания, создающего ощущение непрерывного мелодического развития. Двухорные концерты Бортнянского впечатляют величественностью звучания, мощностью контрастов, простотой и строгостью интонаций. Таков концерт «Тебе Бога хвалим». Артемий Лукьянович Ведель — младший современник Бортнянского — вошел в историю хоровой музыки как автор широко известных и популярных духовных концертов, принадлежащих украинской культурной традиции. Воспитанник Киевской духовной академии, он несколько лет служил в Москве, но в 1794 году возвратился на Украину, где и были созданы его сочинения. В стиле его концертов ощущаются новые — сентименталистские — влияния, что проявляется в интонационном строе, основанном на романсных оборотах, виртуозности изложения с фиоритурами сольных партий, общительности музыкального языка, построенного на оборотах украинской песенности, в экспансивности, патетике выражения. Таков его концерт «Ныне отпущаеши». АОЛЗ, 1989 Зак. 147 |