2 дня
О сайте3 1 | М10 47567 005 1987, дата записи: 25 ноября 1960 г |
И. Брамс (1833 — 1897) СИМФОНИЯ № 4 ми минор, соч. 98 Сторона 1 1. Allegro non troppo—12.13 2. Andante moderato— 12.05 Сторона 2 3. Allegro giocoso — 6.09 4. Allegro energico e passionato — 10.22 Государственный симфонический оркестр СССР. Дирижер ИГОРЬ МАРКЕВИЧ Запись с концерта в Большом зале Московской государственной консерватории 25 ноября 1960 г. Реставратор Н. Андреева. Редактор П. Грюнберг. Художник А. Григорьев. Фото Г. Прохорова Из серии «На концертах выдающихся мастеров» «Трудно описать, какую радость доставляет произведение, оживающее во всем своем очаровании и верно найденном стиле — благодаря коллективному творчеству хорошо руководимого оркестра. Словно происходит чудо, возможное лишь при сочетании редкостных качеств». Эти слова принадлежат выдающемуся русскому дирижеру Игорю АЛаркевичу, имя которого хорошо известно советскому слушателю. Жизнь этого замечательного музыканта сложилась очень необычно. Игорь Борисович Маркевич (14 (27) июля 1912 г.— 7 марта 1983 г.) родился в Киеве. Его семья имела давние связи с русской и украинской музыкальной культурой: прадед Игоря Маркевича, известный украинский историк, поэт, энто-граф, музыкант-любитель (он был учеником Дж. Фильда), входил в круг знакомых и друзей М. И. Глинки, помогал ему в работе над стихотворным текстом «Руслана и Людмилы». Обстоятельства сложились так, что жизнь Игоря Маркевича на родине, в Киеве, продолжалась очень недолго: через год после его рождения, в 1913 году, накануне первой мировой войны из-за тяжелой болезни отца семья была вынуждена уехать за границу. Детство Игоря и первые занятия музыкой прошли в Швейцарии. Через несколько лет после переезда умер отец Игоря. У матери не было возможности учить Игоря музыке, хотя способности его обнаружились очень рано. Тем не менее жизнь в Швейцарии и первые музыкальные впечатления оказались очень важными для формирования будущего музыканта. Впоследствии Маркевич вспоминал: «Живя в Романской Швейцарии, я — даже не подозревая об этом — находился под влиянием французской музыки. Я вдыхал ее вместе с воздухом». Игорь Маркевич учился в коллеже Вевей в Швейцарии и часто посещал концерты оркестра Романской Швейцарии, которым руководил знаменитый дирижер Эрнст Ансерме. Тогда же на него обратил внимание замечательный французский пианист Альфред Корто, приехавший в Швейцарию. К этому времени Игорь Маркевич стал уже пробовать свои силы в композиции. «В двенадцать лет я сочинил пьеску, — вспоминает Маркевич, — которая повлияла на мою судьбу. Одна из приятельниц моей матери была знакома с Корто и настояла на том, чтобы я дал ему прослушать мое сочинение, когда он приехал в Лозанну. Этого было достаточно, чтобы изменить мою жизнь». Альфред Корто помог направить Игоря в Париж и стал его педагогом. В семнадцать лет Маркевич окончил Нормальную музыкальную школу в Париже, где помимо занятий с Корто проходил также курс у очень известного педагога по композиции Нади Буланже. Дебют Игоря Маркевича одновременно как пианиста и композитора состоялся в лондонском театре «Ковент-Гарден» в 1929 году: он исполнил свой собственный фортепианный концерт. Среди композиторов, которые оказали непосредственное влияние на творчество Маркевича, следует отметить Пауля Хиндемита, Артура Онеггера и особенно Игоря Стравинского, замечательным интерпретатором музыки которого он стал вскоре уже как дирижер. В пору расцвета композиторской деятельности Маркевича его даже окрестили «Игорь второй». Композиторское наследие Игоря Маркевича включает фортепианный концерт (1929), кантату на слова Жана Кокто (1930), балеты «Ребус» (1931), «Полет Икара» (1933), ораторию «Потерянный рай» (1935), симфонические поэмы, камерные сочинения. Премьерами своих сочинений Игорь Маркевич дирижировал сам. На одной из них его заметил известный дирижер Герман Шерхен, и состоялась еще одна встреча, оказавшаяся решающим поворотом на пути Маркевича к дирижированию. Маркевич вспоминает: «Шерхен услышал, как я дирижировал одним из своих сочинений (тогда мне было двадцать лет) и тотчас же предложил мне учиться у него. Я и не предполагал, к чему это приведет. Можно сказать, что Шерхен оказал на меня решающее воздействие». Разразившаяся вторая мировая война надолго оторвала Игоря Маркевича от дирижирования. Война застала его в Италии, и когда он должен был вернуться во Францию, Париж был уже оккупирован гитлеровцами и все границы оказались закрыты. Игорь Маркевич стал участником движения Сопротивления. «Гнусность нацизма, — говорит Маркевич, вспоминая об этом времени, — с которой я столкнулся лицом к лицу, поведение немцев в Италии не могли оставить меня равнодушным». Игорь Маркевич принимал участие в организации партизанских радиопередач в Италии, писал антифашистские статьи, сочинял партизанские гимны, один из которых стал особенно популярным у участников движения Сопротивления. О своем участии в борьбе флорентийского подполья против фашизма Игорь Маркевич подробно рассказал в своей вышедшей после войны книге «Сделано в Италии». Деятельность Игоря Маркевича как дирижера приобрела особенный размах после войны. Он возглавляет самые различные коллективы в разных странах мира. Так, в 1952—1955 годах он является дирижером Стокгольмского филармонического оркестра, в 1955—1960 годах руководит Монреальским филармоническим оркестром, в 1956—1961 годах дирижирует симфоническим оркестром Ламуре в Париже, в 1968—1973 годах является художественным руководителем, дирижером театра и Симфонического оркестра Монте-Карло. В 1970-х годах Игорь Маркевич возглавлял хор и оркестр Национальной Академии Санта Чечилия в Риме. Во многих странах Среди многогранной деятельности Игоря Маркевича особое место занимает педагогическая деятельность: в разное время он руководит курсами по совершенствованию дирижерского искусства. Так, в 1949— 1956 годах он возглавлял дирижерский курс в Зальцбурге. А в 1962/63 учебном году Игорь Маркевич руководил дирижерским семинаром в Московской государственной консерватории. Это стало большим событием в музыкальной жизни столицы и получило много откликов в советской прессе. В своей рецензии на концерт Игоря Маркевича во время его гастрольной поездки в СССР замечательный советский пианист и педагог Генрих Густавович Нейгауз писал: «...мне кажется, он принадлежит к тому типу современного дирижера, для которого произведение и его исполнители, то есть оркестр и оркестранты, более важны, чем он сам, что он прежде всего служитель искусства, а не повелитель, диктатор. Такое поведение очень современно». Эти слова очень точно характеризуют исполнительское и творческое кредо Игоря Маркевича, которое отмечено исключительным вниманием к музыкальному тексту исполняемого произведения, стремлением к максимальному постижению замысла самого автора. Именно в этом видит Игорь Маркевич цель дирижерского искусства интерпретации, именно эти качества сделали его одним из крупнейших интерпретаторов музыки XX века. Игорь Маркевич неоднократно приезжал с гастролями в Советский Союз. Советские слушатели смогли непосредственным образом познакомиться с его дирижерским искусством. Сам Маркевич, как бы подытоживая свои творческие принципы, утверждал: «Настоящий художник не стремится к тому, чтобы им восхищались: он хочет, чтобы ему верили. Это особенно справедливо в искусстве дирижирования, ибо доверие к своему руководителю, способное воодушевить оркестр, — явление редкое, и завоевать подобное доверие нелегко (...). В самом деле, авторитет дирижера определяется его отождествлением с духом интерпретируемой музыки. Укреплению авторитета способствуют технические средства, которыми располагает дирижер, чтобы раскрыть сущность произведения. Да, музыка требует полного упорядочения нашего внутреннего состояния, прежде чем допустить нас к руководству другими музыкантами. Не могу выразить, как волнует меня мысль, что в нашем искусстве руководить означает вернуть жизнь великому сердцу, имя которому Перселл, Равель или Бетховен. Оно заключено в маленьких черных знаках, оно ждет нас!..» А. Пильгун |