6 дней
О сайте24 8 | М60 44999 006 1983 |
М60 44999 006 ПАМЯТИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (2). От всего сердца (1930-1940-е) Десять лет, джаз-фантазия (Н. Минх) Полюшко (Л. Книппер – В. Гусев) Краснофлотская (М. Блантер – Ю. Долев, Ю. Данцигер) Раскинулось море широко (А. Гурилев – Г. Зубарев) Караван (обр.О. Кандата) У самовара (обр.Л. Дидерикса – В. Лебедев-Кумач) Портрет (обр. Н. Минха – М. Орцеви) Родная (обр. Донаса – П. Герман) Сулико (В. Церетели, обр. В Кандата – рус. Текст М. Улицкого) Дядя Эля (Н. Пустыльник – Е. Полонская) Фильмиада, фантазия (А. Островский, Г. Узинг) |
01. Десять лет, джаз-фантазия (Н. Минх) 1939 02. Полюшко (Л. Книппер - В. Гусев) 1937 03. Краснофлотская (М. Блантер - Д. Долев, Ю. Данцигер) 1937 04. Раскинулось море широко (А. Гурилев - Г. Зубарев) 1938 05. Караван (обработка О. Кандата) 1939 06. У самовара (обработка Л. Дидерихса - В. Лебедев-Кумач) 1933 07. Портрет (обработка Н. Минха - М. Орцеви) 1938 08. Родная (обработка Донаса - П. Герман) 1937 09. Сулико (В. Церетели, обр. О. Кандата - русск. текст М. Улицкого) 1938 10. Дядя Эля (Н. Пустыльник - Е. Полонская) 1939 11. Фильмиада, фантазия (А. Островский, Г. Узинг) 1942 |
Лицевая сторона конверта. Выходила в составе комплекта из 3-х пластинок Ташкентского завода грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова |
Оборот конверта (Ташкентский завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова) |
Этикетка 2-ой стороны (Ташкентский завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова, ГОСТ 5289-80) |
Оборот конверта (Московский опытный завод "Грамзапись") |
Этикетка 1-ой стороны (Московский опытный завод "Грамзапись", ГОСТ 5289-80) |
Этикетка 2-ой стороны (Московский опытный завод "Грамзапись", ГОСТ 5289-80) |
01 01.Десять лет, джаз-фантазия (Н.Минх) ЛЭФ 2711/2679, 1939 02.Полюшко (Л.Книппер – В.Гусев) ЦРЛ 876, 1937 03.Краснофлотская (М.Блантер – Д.Долек, Ю.Данцигер) ЦРЛ 879, 1937 04.Раскинулось море широко (А.Гурилев – Г.Зубарев) 7358, 1938 05.Караван (обр. О.Кандата) ФЗЗ 633, 1939 06.У самовара (обр. Л.Дидерихса - В.Лебедев-Кумач) ПР 040, 1933 02 07.Портрет (обр. Н.Минха – М.Орцеви) ЭЗ 314, 1938 08.Родная (обр. Донаса – П.Герман) ЛЭФ 1438, 1937 09.Сулико (В.Церетели, обр. О.Кандата – р/т М.Улицкого) ЭЗ 335, 1938 10.Дядя Эля (Н.Пустыльник – Е.Полонская) ЛЭФ 2681, 1939 11.Фильмиада, фантазия (А.Островский, Г.Узинг) ТФ, 1942 Реставратор Т.Павлова Редактор Г.Скороходов Индексы, стоящие перед номерами, означают: ЛЭФ – Экспериментальная фабрика грампластинок Управления по делам искусств при Ленинградском облисполкоме. ЦРЛ – Центральная радиолаборатория Ленинградского радиокомитета ФЗЗ – Фабрика звукозаписи грампроизводства Всесоюзного радиокомитета ПР – пробная пластинка ЭЗ – экспериментальные записи, сделанные в Московском доме звукозаписи. ТФ – тонфильм. Без индекса даются номера матриц, которые выпускались Грампласттрестом начиная с декабря 1933 года |
Вторая пластинка «Памяти Леонида Утесова» получила название по одной из программ — «От всего сордца», поставленной в Государственном джаз-оркестре РСФСР. Песни, джаз-фантазии, оркестровые пьесы, представленные здесь, записаны главным образом в 30-х годах — в тот период, когда Утесов и его коллектив, идя нелегким путем поисков и открытий, завоевали признание и любовь многих зрителей и слушателей как музыканты, посвятившие себя советской песне. В программу диска включены произведения, очень разные по характеру: лирический монолог соседствует с героической, гражданской песней, городской вальс, не лишенный чувствительности, — с шуточными куплетами, неполная песня — с развернутой песенно-оркестрсвой фантазией, построенной на смене мелодий и настроений. Думается, такой «контрастный» отбор номеров для одной программы соответствует таланту самого исполнителя. Выдающийся композитор современности Арам Хачатурян писал: «Мастерство Утесова — многогранно. Но какие же черты его искусства привлекают к нему симпатии широчайшей аудитории? Я бы сказал так: самое главное, чем отличается его стиль. — демократизм его искусства. В каком бы жанре он ни выступал, он остается на эстраде простым человеком, которому близки судьбы таких же простых людей. По-моему, именно эта черта и определяет поистине всенародную популярность этого мастера эстрады». Вошедшие в программу «От всего сердца» записи, не повторяя предыдущие издания, дают возможность вновь услышать произведения как широко известные, находящиеся у всех на слуху, так и те. что давно не звучали, сохранились до наших дней в уникальных экземплярах, а также и те, что сделаны были в свое впемя только для радиопередач и на пластинке появляются впервые. Фантазия «Десять лет» была исполнена в 1ПЯ9 ro.iv в концерте, посвященном первой «круглой» дате утесовско'о джаза. В фантазию включены мелодии и песни из различных, в основном ранних, программ коллектива — романс «Где б ни скитался я», вальс «Чакита», фрагмент «Русской рапсодии», песня «Пока», а также написанные специально к юбилею шуточные ^плеты на музыку к. завоевавшей популярность «Маркизе» и кадрили И. Д^наев-ского из кинокомедии «Веселые ребята», в которой с таким блеском играл Утесов. Фантазия «Десять лет» явилась первым из больших, итоговых произведений, котопые впоследствии вошли в творческую практику утесовского ансамбля. Записала фантазию Ленинградская экспериментальная фабрика грампластинок. На этот раз фабрика осуществила двойной эксперимент: во-первых, запись шла непосредственно во время «эфирного» выступления Леонида Утесова в студии Ленинградского радиокомитета — такой метод работы был в ту пору неслыханным новшество:.:: во-вторых, пластинка, на которой фантазия появилась (так называемый «дуплекс»), являла собой особую, необычную технику записи, позволяющую уместить на одной стороне обычного «гранда» одно-два произведения звучанием до шести минут, что почти вдвое превышало общепринятую норму. К своему десятилетию Государственный джаз РСФСР (как к тому времени назывался коллектив) пришел в следующем составе: Леонид Утесов — дирижер, пение, конферанс, Эдит Утесова — пение, Михаил Ветров — первая труба, солист, Яков Ханин, Семен Гольдберг — трубы, Илья Фрадкин — первый тромбон, солист, Валентин Ершов, Федор Сергеев — тромбоны, Орест Кандат — первый альт-саксофон, солист, Афанасий Мунтян — солист-кларнетист, альт-саксофон, Аркадий Котлярский — первый тенор-саксофон, солист, бас-кларнет, Андрей Дидерихс — теноо-саксофон, Зиновий Фрадкин — баритон-саксофон, Альберт Триллинг — первая скрипка, солист, Густав Узинг, Эммануил Ткачук — скрипки, Виктор Миронов — гитаоа, банджо, Юрий Капепкий — контрабас, туба, Михаил Воловац — рояль, Аркадий Островский — аккордеон, Николай Са-мошников — ударные. Песня Л. Книппера на стихи В. Гусева «Полюшко», как и многие произведения других авторов, получила «путевку в жизнь» в Джаз-оркестре РСФСР. Она исполнялась Утесовым в программе «Песни моей Родины». Талантливо, необычайно разнообразно инструментованная Юрием Ка-пецким, песня записана на пластинку Центральной ладио-лабооаторией Ленинградского радиокомитета. Фабрика «ЗЭТ» («За электротехнику»), выпускавшая этот диск, специально отметила на этикетке — «натурная запись», что означало: песня исполнялась не в студии, а на «натуре», то есть в концертном зале, где проходили выступления Утесова и его оркестра. Еще одна «натурная запись» — «Краснофлотская» М. Блантера на стихи Д. Долева и Ю. Данпигера — выпускалась той же Ленинградской фабрикой «ЗЭТ». Как и песня «Раскинулось море широко», записанная в Москве 7 сентября 1938 года, «Краснофлотская» входила в программу «Два корабля», рассказывающую о жизни и быте моряков дореволюционного и советского флотов. Аранжировки этих произведений принадлежат Николаю Минху. Оркестровая пьеса «Караван» Тизоля — Эллингтона в обработке Ореста Кандата записана в 1939 году на фабрике звукозаписи Всесоюзного радиокомитета. Пластинка эта предназначалась прежде всего для «эфира» и выпускалась ограниченным тиражом. «Караван» — образец блестящего мастерства утесовских музыкантов, для которых практически не существовало технических трудностей, яркий пример тонкости и выразительности богатой нюансировкой игры и самобытности их трактовки. Танго-фокс «У самовара» в обработке Леонида Диде-рихса неоднократно записывался Утесовым на пластинки — на «гиганте» (066) и на «гранде» (138), входил в программы многих выступлений артиста. По свидетельству А. Котлярского, «твердой» оркестровки у этого произведения не существовало, и оно исполнялось импровизационно в рамках обусловленной очередности солирующих инструментов. Мы воспроизводим один из первых вариантов этой записи, сделанной в декабре 1933 года. Помимо Утесова здесь поет его постоянный вокальный квартет, голоса которого звучат во многих песнях, — Орест Кандат, Аркадий Котлярский (ему обычно поручались и всякие шуточные выкрики, смехи, скэты), Федор Сергеев и Илья Фрадкин. Развернутое соло на скрипке исполняет Альберт Триллинг, соло трубы — Михаил Ветров. Танго «Портрет» — один из лучших образцов утесов-ской лирики, задушевной, сердечной, но одновременно и мужественной, лишенной слезливости. Как и «Сулико» — на музыку Варвары Церетели в обработке Ореста Канда-та, стихи Акакия Церетели в переводе Михаила Улицкого, — это танго входило во вторую программу «Песни моей Ролины». Оба произведения были записаны Утесовым в 1938 году в студии Московского Дома звукозаписи специально для экспериментальной новинки — небьющихся пластинок из ацетилцеллюлозы. Песни «Родная» и «Дядя Эля» записаны Ленинградской экспериментальной фабрикой грампластинок. Первая из них исполнялась Утесовым в концертах 1936—1937 годов, вторая вошла в ту самую «эфирную трансляцию», которая открывалась джаз-фантазией «Десять лет». Завершается программа большим произведением — «Фильмиада» написанным аккордеонистом оркестра, впоследствии известным композитором Аркадием Островским и одним из талантливых аранжировщиков ансамбля, скрипачом Густавом Узингом. В эту фантазию, которая по техническим причинам дается с некоторыми сокращениями, включены популярные мелодии из зарубежных кинофильмов, демонстрировавшихся на наших экранах в 30-х — начале 40-х годов: «Под крышами Парижа», «Петер», «Огни большого города», «Маленькая мама», «Большой вальс» и других. Премьера «Фильмиады» состоялась до войны, но записана она на тонфильм в 1942 году в Москве Фабрикой звукозаписи Всесоюзного радиокомитета. Соло на тромбоне исполняет Михаил Гарпф, на скрипке Альберт Триллинг, на аккордеоне — Аркадий Островский. Г. Скороходов Для составления программы были использованы пластинки, матрицы и магнитоза-писи, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, архиве ВСГ, в Ленинградском музее театрального и музыкального искусства, у вдовы Л. Утесова — А. Ревельс, а также у коллекционеров — М. Мангушева из Ростова-на-Дону, Б. Метлицкого и Р. Таланкина из Ленинграда, А. Лимарева из-Петропавловска-Камчатского, которым Студия выражает благодарность. |