6 дней
О сайте4 2 | М92-44619-20 1982 |
ЗВОНЫ СЕВЕРНЫЕ. Колокольные звоны Архангельского музея деревянного зодчества. Автор И. В. Данилов Исполняет автор Сторона 1 — 6.51 КОЛОКОЛЬНЯ ИЗ СЕЛА КУГОЕРЕКА Сторона 2 — 5.48 ЗВОННИЦА ЧАСОВНИ ИЗ ДЕРЕВНИ ФЕДОРОВСКАЯ Каргопольско-Онежский сектор Архангельский музей деревянного зодчества, открытый в 1973 году, успел уже стать одной из наиболее популярных достопримечательностей северного края. Эта замечательная экспозиция, расположившаяся в живописном месте за городом, в 25 километрах вверх по течению Северной Двины, знакомит с многообразием народной деревянной архитектуры русского Севера: старинными избами и амбарами, банями и мельницами, древними храмами и колокольнями... Интерьеры и выставки музея раскрывают перед нами прекрасный мир севернорусской культуры, народного искусства. Есть в музее еще одна «экспозиция», необычная: фольклорные праздники. В ней находит свое выражение богатейшая музыкальная традиция северной Руси. В такие дни как бы вновь оживают древние строения, расцветают красками народных костюмов поляны музея. С Мезени и Пииеги, из Каргополья и Верхней Тоймы — со всех концов Архангельской области приезжают на праздники самодеятельные фольклорные коллективы и народные хоры. Начиная с июня 1975 года в этих праздниках участвуют и люди необычной в наше время профессии — звонари. Колокольные звоны были издревле частью народной жизни. Колокола размеряли время, помогали заблудившемуся путнику, указывая дорогу к человеческому жилью, спасали корабли в туман и непогоду от подводных камней и предательских мелей. Крестьяне верили в способность колокольного звона отгонять «нечистую силу», вылечивать от глухоты, отводить грозу. Колокола предупреждали жителей поморских селений о появлении на горизонте вражеских кораблей, сами же колокольни становились не раз дозорными башнями. Колокола торжественно встречали знатных гостей, а звон, праздничный, веселый, в ритмах плясовой или частушечного перебора, был непременным спутником народного гулянья. Разнообразию колокольных звонов на Руси способствовало то, что одинаково звучащие колокола встретить очень трудно, всякий вновь отлитый колокол представляет собой индивидуальность. Подвеска колоколов, равно как и количество их также отличали одну колокольню от другой. Но при всем разнообразии звонов общей на Руси была как манера звона (звонарь тянул за веревку язык колокола, висевшего неподвижно), так и ритмическая основа его. Экспозиция музея «Звоны Северные» знакомит с древним, почти забытым искусством игры на колоколах. На трех звонницах Архангельского музея расположились двадцать четыре колокола: по девять — на колокольнях из сел Кулига-Дракованово и Кушерека, шесть подвешено на звоннице часовни из деревни Фёдоровская. Активное участие в создании экспозиции «Звоны Северные» принял преподаватель Архангельского музыкального училища Валерий Владимирович Лоханский, под его руководством первые звонари в музее — Елена Полозова, Лариса и Марина Костяевы, Татьяна Гапоненко, Ольга Истомина — сумели возродить старинное искусство звона. Создал свои, оригинальные звоны главный хранитель музея Иван Васильевич Данилов, работающий один с девятью колоколами на колокольне из села Кушерека, с шестью колоколами на звоннице часовни из деревни Фёдоровская. Яркая многокрасочная палитра праздничного трезвона создает атмосферу радости и веселья, продолжает жизнь древней колокольной музыки. Александр Давыдов Звукорежиссер Л. Апаницына. Редактор К. Тихонравов Художник А. Третьяков. Фото Н. Аряева Запись Архангельского телерадиокомитета, 1981 г. Цифровое издание MEL CO 0424 |