5 дней
О сайте13 2 | М52-40159-60 1977, дата записи: 1977 |
Русская народная сказка Читает А. Борзунов "Мелодия", 1979. Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1977 г. Апрелевский завод грампластинок. Тираж 1.500 переиздание на CD MEL CD 50 01098 переиздание на CD MEL CD 50 00982 переиздание на CD MEL CD 50 01582 |
Апрелевский ордена Ленина завод, ГОСТ 5289-80 |
НАКАЗАННАЯ ЦАРЕВНА русская народная сказка ЧИТАЕТ А. БОРЗУНОВ Издавна говорили в народе, когда хотели передать восхищение девичьей красотой, умом, добротой: «царь-девица»! И часто красавица действительно оказывалась царской дочкой — звали ее Марьей да Настасьей, Василисою Премудрой и даже Еленой Прекрасной. Но дело-то ведь было совсем не в том, что родилась «красна девица» в царском дворце и ходила в шелках, соболях да бархатах! Когда любимому ее грозила беда, гордая царевна от всего этого отказывалась, лишь бы спасти, помочь, утешить... А вот героине русской народной сказки «Наказанная царевна» даже в голову прийти не могло, что можно полюбить «до смерти» — и уж тогда совсем не важно: королевич ли ее суженный или «простой мужик». Ни о чем таком она и помыслить не могла, хотя ума, хитрости да изворотливости ей было не занимать. Но и ум-то у нее был недобрый, никому не принесла радости ее царская спесь да гордость. И потому сказка не назвала ее ни «девицей-красой», ни «царь-девицей», а просто-напросто «царской дочкой». И наказала ее раньше, чем это сделал Иванушка, отняв у нее имя. Так и осталась она ни Марьей, ни Настасьей, а всего только жестокой царевной. В удел этой царевне досталась несладкая доля. Но и того мало, потому что у сказки, как и у народа, мудрое и строгое правило: коль уж казнить, так голову с плеч, а коли миловать, то так, чтоб никогда не вспоминать о прошлых ошибках. Да только не за что было ее миловать — ведь ей-то и в голову не пришло пожалеть и оставить в живых хоть одного из недогадливых женихов. А уж когда нашелся один смекалистый да умный, не могла же она признать, что царская дочь оказалась глупей «простого мужика»... Когда ты будешь слушать эту сказку, тебе придется поразмыслить, что лучше: спесь или скромность, неправедная жестокость или жестокая справедливость. Ведь сказка эта совсем не милая и покладистая бабушка, прощающая все грехи по молодости лет. Нет, она сурова, она гневно хмурит брови и не шутит, когда речь заходит о пренебрежении к человеческой жизни, уму и достоинству. И она права, когда жестоко судит, когда срывает царскую корону, а на ее место навсегда и так крепко, что никакими топорами и пилами не срубить, водружает поверх девичьих кос уродливые и гнущие голову к земле... рога. Теперь гордой царевне придется прятаться от всего света, всегда смотреть в землю, всегда кланяться простому люду и виниться всю жизнь. Это, конечно, сказка. Никогда не бывало, чтобы у человека выросли рога. Но вспомни многие другие легенды, которым по тысяче и больше лет. Вспомни о жадном царе Мидасе, который, к чему бы ни прикоснулся, все превращал в мертвый металл, пусть и блестящий, но ведь мертвый! Это тоже жестокая сказка, но справедливая. И в ней — не все вымысел. Жизнь казнит тех, кто отрекается от любви и доброты во имя богатства ли, знатности или просто по жестокому капризу. И так бывает на самом деле. Иначе не передавались бы из века в век, из поколения в поколение, от народа к народу мудрые притчи об уме истинном и мнимом, о правде и лжи, доброте и злобе, верности и предательстве. М. Бабаева |