5 дней
О сайте8 3 | М51 36415-6 1974 |
Евгений Львович Шварц (1896-1958) СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ Инсценировка А. Каранова. Музыка Ю. Никольского Действующие лица и исполнители: Ведущий - Н. Литвинов Петя - Н. Шеффер*, А. Кубацкий, И. Потоцкая Мама - Н. Маратова** Кукушка - Г. Иванова Старушка - Н. Серебрянникова Тетя Наташа и 1-я старушка - А. Ильина 2-я старушка - М. Лаврова-Чельцова Волшебница и мальчик - М. Корабельникова Волшебница и девочка - Г. Новожилова Волшебник - Е. Князев*** Мальчик на буфере - Л. Пирогов РЕЖИССЕР Н. ЛИТВИНОВ * она же Н. Шефер **она же Людмила Маратова (см.тэг) *** на самом деле Елена Князева КОНВЕРТ: АОЛЗГ. Типография Министерства культуры СССР. Зак. 424. Тир. 12500 Цифровое издание MEL CO 0489 «Я не волшебник, я еще только учусь. Но ради тех, кого люблю, способен на любые чудеса», — говорит маленький паж из прекрасной киносказки Евгения Шварца «Золушка». Таким же добрым, всемогущим во имя любви к людям и очень скромным был великолепный сказочник, драматург, поэт и прозаик, подаривший и детям, и взрослым много волшебных сюжетов, разнообразных, живых характеров, мудрых мыслей и остроумных, глубоких наблюдений. Да, таким всю жизнь учившимся волшебником и был автор театральных сказок и сказок литературных Евгений Львович Шварц (1896—1958), Вот уже четыре десятка лет идут на сценах театров, инсценируются на радио, экранизируются, а главное — не забываются его чудесные произведения. В его пьесах самое чудесное чудо — в сердцах самих людей, в их стремлении и умении пожалеть и помочь обиженным, почувствовать себя счастливым, видя, как радуется тот, кто только что плакал, в непритворном уважении к достоинству других. В «верности, благородстве, умении любить». В том, что человек всегда сам отвечает за себя, сам строит собственную жизнь, не ожидая помощи каких-то волшебников. Оно, это «обыкновенное чудо», постоянно происходит с читателями и зрителями шварцевских сказок. Писатель никогда не «подсказывал» ни героям, ни читателям, как им следует поступить, что сделать или сказать, чтобы Достичь своей мечты. И если у человека хватало ума, доброты и смелости оставаться человеком в любых, самых «ужасных преужасных» положениях, — к нему приходило счастье. Его мечта сбывалась. И все «распутывалось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплескивал руками от удивления». В самом деле, если бы нам случилось оказаться под властью какого-нибудь злого чудовища (как это сплошь и рядом происходит в сказках вообще, а в сказках Шварца обязательно),— разве мы стали бы покорно слушать советы и приказания этого чудища? Нет! Мы стали бы обдумывать способы победить его и спасти не только себя, но и всех, кто так же мучается, от этой безжалостной и хитрой силы. Вот на это и надеется сказочник, об этом он и мечтает. Он уверен, что дружба всегда одолеет раздор, доброта победит жестокость, а любовь одержит верх над ненавистью. Сказки Шварца и сказочны, и в то же время очень похожи на саму жизнь. В них действуют принцы и школьники, ребята-дошколята и древние колдуны, Баба-Яга и обыкновенные девочки-сестры, из которых одна любит кошек, а другая — нет, но обе трепещут перед злой собачонкой по имени Ам... «Как уживаются столь разные люди в одной сказке?» — спрашивает автор «Обыкновенного чуда». И сам отвечает: «А очень просто. Как в жизни». Но все эти герои — и волшебные, и «далекие от чуда» — способны в трудную минуту на чудеса! На обыкновенные чудеса, которые и делают человека человеком. Сегодня мы встретимся с Петей Зубовым, который учится в третьем классе четырнадцатой школы. Таких мальчишек, которым невтерпеж ходить спокойным шагом, и они при любом удобном случае норовят прокатиться на подножке трамвая, очень любят задирать девчонок и нередко забывают готовить уроки, — много. Ленив был и наш Петя: все откладывал на завтра — «так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и нетужил. Все «успею» да «успею». Однажды пришел Петя в школу, как всегда, с опозданием, и вдруг обнаружил, что ему в школу идти уже как-то неудобно, потому что старые люди, да, да, старики с седы/ли бородами, за партами не сидят и уроков не учат! Наш Петя, видно, совсем, опоздал: и не заметил, как превратился в седого старичка, которого не то что тетя Наташа из раздевалки, а и родная мама величает дедушкой! Почему же это произошло? И как в конце концов Пете и его трем товарищам, тоже превратившимся в стариков, удалось вернуть потерянные годы? Обо всем этом вы узнаете из шварцевской «Сказки о потерянном времени». Когда будете слушать эту умную, смешную сказку, подумайте, как бы вам самим сделать так, чтобы ни одна минута не пропадала даром,— ведь иначе и вам может грозить то же, что случилось с нашим беззаботным и ленивым героем». М. Бабаева |