2 дня
О сайте24 | Д 013497-8 1964 |
В. МОЦАРТ (1756—1791) Концерт № 4 для скрипки с оркестром ре мажор, К. 218 (каденции Й. Иоахима) Ф. МЕНДЕЛЬСОН (1809—1847) Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 Н. Школьникова, симф. орк. Вс. радио / Г. Рождественский _________________________________________________________ Mozart: Violin Con 4 Mendelssohn: Violin Con Shkolnikova Moscow RSO; Rozhdestvensky Стерео-вариант: С 0837-8 |
АЗ,ТУ 35 ХП 558-63 экспорт на английском языке |
АЗ, ТУ 35 ХП 558-63 экспорт на русском языке |
Среди богатого и разнообразного скрипичного творчества В. А. Моцарта центральное место занимают его концерты для скрипки с оркестром. Сочинение этих произведений было связано с исполнительской деятельностью Моцарта в Зальцбурге в качестве скрипача-солиста и концертмейстера. Великий австрийский композитор был не только крупнейшим виртуозом на клавире, но и замечательным скрипачом. Скрипичные концерты относятся к раннему периоду творчества Моцарта. В 1775 году девятнадцатилетний композитор написал один за другим пять скрипичных концертов; в 1777 году он создает свой последний концерт - шестой. Нежная певучесть, блеск импровизации, капризная и прихотливая смена музыкальных эпизодов, изящество и прозрачность письма - таковы характерные черты концертов Моцарта, являющихся художественной вершиной концертного стиля XVIII века. В Четвертом концерте (октябрь 1775 г.) Моцарт значительно расширяет партию солиста, придавая ей черты виртуозного блеска. В особенности отличается обилиенм сложных, блестящих пассажей первая часть (Allegro), открывающаяся энергичной призывной темой фанарного характера. Такого рода “военные” темы, с типичным для них пунктирным ритмом, мы встречаем и в других концертных произведениях Моцарта, в частности, в написанном двумя годами ранее “Концертоне” для двух скрипок с оркестром. Ведущая роль солирующей скрипки ярче всего проступает во второй части - Andante cantabile. Это уже не “диалог” солиста и оркестра, как в Adagio из Третьего концерта, а подлинный “монолог” скрипача на фоне оркестра, отступившего на второй план. Финальное Рондо мозаично и импровизационно по своему строению. То тут, то там как бы случайно брошенные акценты, украшения, ритурнели, нарочито “переставленные” эпизоды, сливающиеся в пестроте мелькание хороводных мелодий. С “круговой” темой рондо - легкой, грациозной (2/4) - ярко контрастирует подвижная мелодия с острым триольным ритмическим рисунком (6/8). Они попарно дважды проводятся в начале и в конце рондо, окаймляя его центральный эпизод крайне интересный по своему народно-танцевальному характеру. В нем имитируется звучание распространенного в XVIII веке народного музыкального инструмента - мюзета (разновидность волынки): мелодия вьётся на фоне выдержанного басового звука (открытая струна). Точно таким же образом, на фоне неизменно звучащего устойчивого тона, так называемого бурдона, народный исполнитель выводит свой наигрыш на волынке. Имитация звучания мюзета была излюбленным приемом у французских скрипачей XVII - XVIII веков. И. Ямпольский Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона-Бартольди (1809-1847 гг.) принадлежит к выдающимся произведениям этого жанра. Наряду со скрипичными концертами Бетховена, Чайковского, Брамса и Глазунова концерт Мендельсона входит в репертуар всех крупнейших скрипачей, пользуется широкой популярностью среди любителей музыки всего мира. Концерт сочинен в 1844 году и посвящен выдающемуся скрипачу и педагогу Лейпцигской консерватории, основанной Мендельсонов, - Фердинанду Давиду (ученику Л. Шпора). Щедрое мелодическое богатство, поэтичность, задушевный лиризм, классическая стройность формы - все лучшие черты творческого облика Мендельсона, как в фокусе, собраны в этом произведении. Присущий концерту виртуозный блеск даёт исполнителю возможность во всю ширь развернуть своё исполнительское мастерство, но не является господствующим началом. Это - чудесная лирическая поэма, покоряющая свежестью и чистотою чувства, благородством и изяществом мелодий, кристаллической ясностью форм. Концерт Мендельсона состоит из традиционных трех частей. Первая из них - Allegro molto appassionato - предсталяет собой сонатное аллегро, основой которого служат излагаемые в первом разделе его три темы-мелодии: одна - широко напевная, взволнованная, с налетом меланхолии, вторая - более энергичная и волевая и третья - полная чистой, созерцательной лирики. Эти темы мало контрастируют между собой, не заключая в себе того элемента конфликтности, который обуславливает драматическое развитие музыки. Первая часть концерта ярко эмоциональна, написана в романтических приподнятых тонах. Блистательная каденция скрипки соло, органично вплетенная в музыкальную ткань первой части. Вторая часть - Andante, следующая за первой без перерыва, своей светлой, привольно льющейся мелодией заставляет вспомнить знаменитые мендельсоновские “Песни без слов”. Andante составляет чудесный констраст с финалом, оттеняя стремительность движения, ликующую радость, которой полна эта венчающая концерт музыка. Первая тема финала - прозрачная, полетная, полная прихотливых ритмов - невольно вызывает в памяти фантастические образы “Скерцо” из музыка Мендельсона к комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”, или - широкоизвестного фортепианного “Рондо каприччиозо”; вторая тема - праздничная, маршеобразная свидетельствует о близости к “свадебному маршу” из “Сна в летнюю ночь”. К. Сеженский |