Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Фирма «Мелодия» представляет третий, заключительный том «Антологии русской и советской музыки» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова.
Третья часть «Антологии» посвящена вокально-хоровой музыке России конца XIX–XX вв. Один из крупнейших дирижеров-симфонистов прошлого столетия, Светланов в равной степени владел всеми музыкальными жанрами.Певческое искусство окружало его с детских лет – сын солистов Большого театра Ф. Светланова и Т. Кругликовой, он начинал свой музыкальный путь в детском хоре Большого. Позже талантливого студента Московской консерватории заметил ректор, создатель легендарного Хора русской песни Александр Свешников, и
рекомендовал Светланова в стажерскую группу дирижеров Большого театра. Там Светланов дирижировал монументальными операми русского репертуара («Царская невеста», «Садко», «Борис Годунов», «Хованщина» и другие), в которых хоры играют ведущую роль. Позже он осуществил в театре постановки опер Римского-Корсакова «Сказание
о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» и «Псковитянка». Уже в те годы, заняв пост главного дирижера Госоркестра СССР, Евгений Светланов постоянно включал в свой репертуар кантатно-ораториальные произведения русского, советского и зарубежного репертуара. В памяти современников останутся его масштабные интерпретации
Девятой симфонии Бетховена, ораторий «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Сновидения Геронтиуса» Элгара, «Христос» Листа, вокально-симфонических полотен Малера… Но ничто не захватывало в его исполнении так, как русская музыка – и глубоко символичен тот факт, что на одном из первых концертов маэстро в Большом зале консерватории
в Москве (1958), как и на его предсмертном выступлении в Лондоне (2002), звучал набат рахманиновских «Колоколов»…
В третьем томе «Антологии» звучат кантаты «Из Гомера» Римского-Корсакова, «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» Танеева, «Весна», «Колокола» и «Три русские песни» Рахманинова, а также и советская классика – «Александр Невский» и «Здравица» Прокофьева, «Поэма памяти Сергея Есенина» Свиридова, «Песнь о лесах» и вокальный
цикл «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича. Творчество Юрия Шапорина, учителя Светланова и замечательного композитора школы Римского-Корсакова, представлено ораторией «Сказание о битве за русскую землю» и кантатой «Доколе коршуну кружить»; творчество Ростислава Бойко, ученика А. Свешникова и А. Хачатуряна, – симфонией
№ 3 (с хором) и кантатой «Вятские песни». Эти сочинения записаны с участием Государственного академического русского хора СССР, Республиканской хоровой капеллы имени А. Юрлова, Большого хора Всесоюзного радио.
Однако о двух произведениях следует сказать особо. Это «Братское поминовение» Александра Кастальского – выдающегося музыкального деятеля и композитора рубежа веков, мастера хоровой и церковной музыки. Грандиозная хоровая фреска посвящена памяти павших в Первой мировой войне. Светланов продирижировал ею в 1977 г. Если
не считать этого исполнения, «Братское поминовение» вот уже более ста лет ни разу не исполнялось и не записывалось в этой редакции (с участием симфонического оркестра).
Но даже поклонников и знатоков искусства Светланова ожидает настоящая сенсация. Это… «Всенощное бдение» Рахманинова, гениальный памятник православной певческой культуры! Один из немногих симфонических дирижеров, Светланов дважды исполнял «Всенощную» с разными коллективами; запись с одним из лучших отечественных хоров – Государственной академической капеллой имени Глинки (Санкт-Петербург), осуществленная с концерта в Москве в 1991 г., также публикуется впервые.