Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Кто предугадает, удастся ли когда-нибудь будущим историкам советского джаза подсчитать, сколько джазовых коллективов существовало в нашей стране в тридцатые годы — период повального увлечения новым видом музыкального творчества, если в одной Москве их количество приближалось к трехзначной цифре?!
«Звуковой кинотеатр «Ударник»,— приглашали афиши.— Ежедневно лучшие фильма последних выпусков советского производства. С 9 часов вечера в кафе — танцы. Играет джаз». И хотя танцевали под джаз далеко не во всех столичных кинозаведениях, слушали его выступления перед началом сеанса во многих: около двадцати первоэкранных кинотеатров предлагали концерты джазовых ансамблей. Причем, судя по всему, эти встречи с джазом привлекали москвичей не меньше, чем сам фильм. Не случайно же популярная «Малая Дмитровка», объявляя о премьере нового боевика, непременно указывала: «Театр открыт с 12 часов дня до 12 часов ночи. Играют два оркестра джаз-банда!»
Джазы играли и в большинстве московских ресторанов — иногда в очередь, сменяя друг друга, с вечера до двух ночи, а то и до пяти утра. Джазы давали концерты и выступали на танцевальных вечерах во Дворцах, Домах культуры и клубах: профсоюзные организации почитали первейшей обязанностью обзавестись джазовым коллективом, «профессионально ориентированным». «Вечерняя Москва» звала зрителей на новые программы джаза железнодорожников, милиционеров, ученых, шоферов, коммунальников, Первого московского женского теа-джаза, джаза Дома санитарного просвещения и т. д.
Прибавьте к этому джазовые ансамбли, работавшие в парках культуры и отдыха,— один только Центральный имени Горького объявлял: «Ежедневно на территории нашего парка играет свыше 10 оркестров, помимо симфонического!»
Предлагаемая программа очередной серии «Антологии советского джаза» призвана хоть в небольшой мере отразить это джазовое половодье 30-х годов. На пластинке представлены различные ансамбли — от небольшого ресторанного, объединявшего 10—12 музыкантов, до Госджаза СССР, самого многочисленного в стране.
Фокстрот «Цветущий май» записан в студии Музобъединения летом 1932 года. В Октябрьском зале Дома союзов его исполнил джаз ресторана «Гранд Отель» под управлением Леонида Портнова.
Первоначальное название этой танцевальной пьесы, придуманное, по свидетельству композитора, издателями, было загранично-экзотичным — «Дессау». Соло рояля, как и в фокстроте «Одесса», — автор Артур Полонский, ныне заслуженный деятель искусств РСФСР.
Свой первый джаз-оркестр композитор А. В. Варламов организовал с группой музыкантов в ноябре 1933 года. Группа поставила себе цель — «создание концертного джаза с высокохудожественным качеством исполнения джазовой музыки».
В марте 1934 года джаз закончил репетиционный период. Его выступления (ансамбль назывался Джазом ЦДКА) вызвали восторженный прием зрителей. Пресса отмечала, что коллектив Варламова, «уйдя от пошлых джазовых примитивов, создает оригинальный репертуар, ярко отличаясь от других джазов своим культурным и музыкальным исполнением».
В состав оркестра входили музыканты, некоторые из которых в течение ряда лет не расставались со своим руководителем, играя в «варламовской семерке», джазе Всесоюзного радиокомитета или Госджаза СССР: Петр Борискин, Николай Бучкин (трубы), Трофим Кудряшов (тромбон), Мечислав Капрович, Николай Шевченко (альт-саксофоны), Александр Васильев (тенор-саксофон), Александр Богданов (бас-кларнет), Михаил Петренко (ф-но), Владимир Тверской (банджо, гитара), Александр Иванов (гитара), Игорь Гладков (аккордеон), Станислав Максаков (тубафон), Вячеслав Абрамович (контрабас) и др.
Этот коллектив (с небольшими изменениями) записал в 1935 году фонограмму одного из лучших мультфильмов той поры «Квартет» режиссеров Александра Иванова и Пантелеймона Сазонова. «Марш» А. Варламова, представляющий собой развернутый финальный эпизод фильма — джазового варианта басни Крылова, переписан нами с кинопленки.
Фокстрот «Джозеф» был сыгран джазом Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Варламова в Доме звукозаписи в 1938 году специально для небьющихся пластинок из ацетилцеллюлозы. Обработка руководителя оркестра. Соло трубы — Михаил Фрумкин, скрипки — Борис Колотухин, ударных — Лаци Олах. Пластинка печаталась под названием «Иосиф».
Осенью 1940 года Александр Владимирович возглавил Государственный джаз СССР. В новую программу оркестра, премьера которой была намечена на июль 1941 года, композитор включил «Галоп» И. Дунаевского из только что вышедшей на экран кинокомедии «Моя любовь». Запись этого произведения состоялась в последние мирные дни.
Леонид Утесов присутствовал при рождении и был первым художественным руководителем джаз-оркестра Центрального Дома культуры железнодорожников. «Родные братья» (запись 29 апреля 1938 года, солист Илья Залевский, дирижер Дмитрий Покрасс) характерны не только для этого коллектива, тяготевшего к транспортной тематике, но и для песен той поры, в которых отразилась тема обороны страны, готовности дать отпор врагу, «когда вдруг грянет гром».
К этому же тематическому пласту можно отнести и «Краснофлотскую» Льва Шварца в обработке Давида Дормана, написанную к двадцатилетию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 24 января 1938 года эту песню записали певцы А. Волков, В. Лапин, хор Большого театра и джаз под управлением известного артиста эстрады Бориса Ренского. Выпускник харьковского музыкального училища, Ренский организовал свой ансамбль осенью 1929 года. Театрализованные выступления коллектива включали инструментальные пьесы, демонстрирующие возможности его музыкантов, а также пение, танцы, пантомиму и конферанс в исполнении его руководителя. К сожалению, Джаз Б. Ренского почти не записывался на пластинки.
В программу «Смотр» включены два танцевальных произведения, сыгранных Государственным джазом СССР в те годы, когда им руководил Виктор Кнушевицкий: танго «Теплый вечер» (7 января 1939 г.), где соло трубы — Владимир Сафонов, а соло саксофона — Владимир Костылев, и румба «Вечер в горах» (15 мая 1939 г.).
Джаз под управлением Алексея Семенова создан в 1937 году на базе Ленинградского Дома кино по инициативе И. О. Дунаевского, который, высоко оценивая коллектив, писал, что «его выгодно отличают от других ансамблей следующие качества: простота, отсутствие всякой манерности, лишенное всякой дешевки исполнение произведений и очень ровный состав исполнителей, создающих настоящее ансамблевое звучание».
Фокстрот «Любимая мелодия» в обработке А. Семенова оркестр сыграл 25 марта 1938 года в Большом зале Ленинградской филармонии, где вела запись на пластинки выездная бригада московского Дома звукозаписи. Оркестровая фантазия «Дуниана», инструментованная А. Семеновым,— произведние, без которого не обходилось ни одно выступление Ленинградского джаз-оркестра в творческих вечерах Дунаевского,— записана на Ленинградской фабрике грампластинок в 1938 году. На этой же фабрике в 1940 году записан лирический романс «Письмо», спетый лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады Клавдией Шульженко, пришедшей в Ленинградский джаз-оркестр вскоре после конкурса. Соло трубы во всех произведениях— Алексей Семенов.
Львовский теа-джаз под управлением известного польского композитора Генрика Варса был организован в конце 1939 года. После напряженного репетиционного периода состоялись первые гастроли оркестра. Летом — осенью 1940 года он выступил сначала в Киеве, а затем в Москве. Слушатели отметили яркое мастерство его тридцати шести музыкантов, в особенности солистов — трубача Бера Патока, саксофониста Иосифа Трописа, скрипача Эмиля Брийя, ударника Гольдберга. В оркестре, отлично владеющем свинговым стилем, были хорошо сбалансированные группы инструментов, прекрасное чувство ритма. Тогда же теа-джаз Г. Варса записал на Фабрике звукозаписи Всесоюзного радиокомитета фокстрот Джорджа Гершвина в обработке руководителя оркестра «Он и контрабас». Пластинка предназначалась только для воспроизведения в эфире и в массовый тираж не поступала.
ГЛЕБ СКОРОХОДОВ

Для составления программы были использованы пластинки, хранящиеся в Государственном архиве звукозаписей, у композиторов А. Варламова и А. Полонского, а также у коллекционеров Б. Метлицкого из Ленинграда и В. Марковского из Винницы, которым Студия выражает благодарность.