Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
25
1
1 участник имеет этот альбом
С 201-2
1961
admin / 2012-03-14 12:15:45 / Редакция № 6: 2015-04-26 21:31:41
Изображение
Концерт для скрипки с оркестром, соч. 99: 1. Ноктюрн. 2. Скрецо. 3. Пассакалия. 4. Бурлеска / муз. Д. Шостакович; испол. Симфонический оркестр Московской гос. филармонии; дирижер К. Кондрашин

Моно-вариант: Д 8451-2

Концерт для скрипки с оркестром Д. Шостаковича написан в 1947 году. В 1955 году композитор создал его новую вторую редакцию. В этой редакции концерт был впервые исполнен 29 октября того же года в Ленинграде Давидом Ойстрахом, которому он и посвящен.
Концерт неповторим по своеобразию и оригинальности содержания. Написан он в четырехчастной форме. “Ноктюрн”, “Скерцо”, “Пассакалия”, “Бурлеска” - так озаглавил композитор отдельные части.
1-я часть (Adagio ля минор) - своеобразный пролог, открывающийся выразительной спокойной мелодией. Её затаенный, грустный характер тонко передан в сумрачном, таинственно шелестящем унисонном звучании виолончелей и контрабасов. На фоне выдержанных басов солирующая скрипка начинает свое лирическое повествование, разворачивающееся на широком мелодическом дыхании. Музыкальную драматургию “Ноктюрна” композитор строит не на тематических контрастах (главная и побочная партии лишь взаимно дополняют друг друга), а на усложнении гармонической ткани, нарастании полифонического движения голосов. Постепенно динамическое напряжение рассеивается. Заканчивается “Ноктюрн” в просветленных поэтических тонах.
Лирические раздумья первой части сменяет стремительное, полетное “Скерцо” (Allegro си бемоль минор). В вихреобразном круговом движении рельефно вырисовывается острая динамичность музыкальных образов, приобретающих порой зловещий оттенок, колючесть ритмов и гармоний, сложные полифонические сплетения. В непрекращающемся звуковом потоке скрипка соло выступает как “совершеннейший оркестровый голос”, состязающийся с другими солирующими оркестровыми голосами, в частности с деревянными духовыми инструментами. Движение внезапно прерывается гротескно-танцевальным эпизодом народно-бытового склада. Его запоминающийся ритмический рисунок и тонкие интонации иронии поглощаются непреодолимо разворачивающейся стихией движения. В дальнейшем развитии “Скерцо” большую роль играет характерный энергичный мотив (Con tutta forza), тематически связанный с одной из главных тем 10-й симфонии.
3-я часть - “Пассакалия” (Andante фа минор). Грозная, властная тема, порученная струнным и литаврам, сопровождаемая призывными драматическими возгласами валторн, сразу же вводит в круг эмоциональных образов этой части. Необычайно выразительна, как бы парящая над всей частью партия скрипки.
Завершает концерт праздничная “Бурлеска” (Allegro con brio ля минор). Она буквально брызжет молодым весельем и задором, ослепляет блеском оркестровых красок. Музыка “Бурлески” отмечена ясно выраженными русскими национальными чертами. Основная тема пляса, открывающая финал, интонационно родственная тематизму предыдущих частей, сменяется плясовым эпизодом, веселым “скоморошьим” наигрышем. В новом красочном окружении появляется властная тема “Пассакалии”, как бы призывающая всех на народный праздник, картиной которого и завершается концерт.
Партия скрипки в концерте Шостаковича лишена каких-либо внешних эстрадно-виртуозных атрибутов. Вместе с тем это труднейшее для скрипача произведение.
Состав оркестра, без труб и тромбонов, с экономно разработанной в партитуре партией скрипок, дает возможность композитору рельефно очертить солирующую скрипку. Замечательный мастер оркестра Д. Шостакович использует инструментальные тембры в их выразительно-психологическом значении как одно из средств музыкальной драматургии.
На этой пластинке концерт записан в исполнении выдающегося советского скрипача Леонида Когана.
melodist / 2013-09-22 23:40:41 / Редакция № 3: 2021-09-21 21:14:36
Изображение
admin / 2014-09-22 14:18:07
Изображение
admin / 2014-09-22 14:18:14
Изображение
АЗГ, ГОСТ 61
admin / 2014-09-22 14:18:25 / Редакция № 1: 2017-05-25 21:15:26
Изображение
admin / 2014-09-22 14:18:30
Изображение
АЗГ, ГОСТ 61
отличающийся шрифт
admin / 2016-02-04 10:40:28 / Редакция № 1: 2017-05-25 21:16:10
Изображение
admin / 2016-02-04 10:40:51
Изображение
admin / 2015-04-04 19:31:04 / Редакция № 2: 2016-11-19 20:42:05
Изображение
admin / 2015-04-13 16:06:52 / Редакция № 2: 2016-11-19 20:42:34
Изображение
АЗ, ТУ Ф-16
admin / 2015-04-26 21:33:33 / Редакция № 2: 2018-11-04 14:17:41
Изображение
admin / 2015-04-26 21:33:45 / Редакция № 1: 2018-11-04 14:18:08
Изображение
АЗ, ТУ 35 ХП 558-63
admin / 2015-04-26 21:34:10 / Редакция № 2: 2017-05-25 21:15:00
Изображение
admin / 2015-05-08 17:34:00
Изображение
admin / 2016-03-25 21:19:30
Изображение
admin / 2016-03-25 21:19:39
Изображение
АЗГ, ВТУ-35 ХП 378-61
admin / 2016-03-25 21:19:48 / Редакция № 1: 2017-05-25 21:15:52
Изображение
admin / 2016-03-25 21:19:56
Изображение
admin / 2016-11-19 20:40:49 / Редакция № 1: 2016-11-19 20:41:24
Изображение
admin / 2017-03-07 21:14:38
Изображение
admin / 2017-07-06 22:16:07
Изображение
ВСГ
admin / 2017-10-17 22:38:56
Изображение
admin / 2017-10-17 22:39:03
Изображение
admin / 2018-11-04 14:17:03
Изображение
admin / 2018-11-04 14:17:07
Изображение
admin / 2020-10-04 17:00:50
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1941-1964 — Россия. Мособлсовнархоз — ВТУ 35 ХП 378-61
Факел. СТЕРЕО. ВСГ (черта, синяя)
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1941-1964 — Россия. Мособлсовнархоз — ГОСТ 5289-61
Факел. СТЕРЕО. ВСГ (черта)
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1964-1989 (ВФГ «Мелодия») — 1953-1991. Министерство культуры СССР — ТУ Ф-16
Экспорт
Изображение
Россия. Апрелевский завод. 1964-1989 (ВФГ «Мелодия») — 1964-1972. «Мелодия» — ТУ 35 ХП 558-63
Экспорт
Изображение
Россия. Москва. Всесоюзная студия грамзаписи. 1957-1964 — 1953-1991. Министерство культуры СССР — Без ГОСТ
ВСГ (сине-голубая)