Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Изображение
23
Д 8451-2
1961
admin / 2012-01-05 15:43:33 / Редакция № 5: 2015-06-27 11:46:37
Д. ШОСТАКОВИЧ
КОНЦЕРТ для скрипки с оркестром No. 1 ля минор, соч. 99
1. Nocturne
2. Scherzo
3. Passacaglia
4. Burlesque
Л. КОГАН
Симфонический оркестр Московской гос. филармонии
Дирижер К. КОНДРАШИН

Стерео-вариант: С 201-2
nicolai / 2012-09-17 20:19:45 / Редакция № 1: 2017-04-28 07:11:01
Изображение
сторона 1
admin / 2012-01-05 15:43:45 / Редакция № 3: 2017-04-28 07:10:40
Изображение
admin / 2013-10-06 07:39:04 / Редакция № 1: 2014-04-11 11:52:02
Изображение
Концерт для скрипки с оркестром Д. Шостаковича написан в 1947 году. В 1955 году композитор создал его новую вторую редакцию. В этой редакции концерт был впервые исполнен 29 октября того же года в Ленинграде Давидом Ойстрахом, которому он и посвящен.
Концерт неповторим по своеобразию и оригинальности содержания. Написан он в четырехчастной форме. “Ноктюрн”, “Скерцо”, “Пассакалия”, “Бурлеска” - так озаглавил композитор отдельные части.
1-я часть (Adagio ля минор) - своеобразный пролог, открывающийся выразительной спокойной мелодией. Её затаенный, грустный характер тонко передан в сумрачном, таинственно шелестящем унисонном звучании виолончелей и контрабасов. На фоне выдержанных басов солирующая скрипка начинает свое лирическое повествование, разворачивающееся на широком мелодическом дыхании. Музыкальную драматургию “Ноктюрна” композитор строит не на тематических контрастах (главная и побочная партии лишь взаимно дополняют друг друга), а на усложнении гармонической ткани, нарастании полифонического движения голосов. Постепенно динамическое напряжение рассеивается. Заканчивается “Ноктюрн” в просветленных поэтических тонах.
Лирические раздумья первой части сменяет стремительное, полетное “Скерцо” (Allegro си бемоль минор). В вихреобразном круговом движении рельефно вырисовывается острая динамичность музыкальных образов, приобретающих порой зловещий оттенок, колючесть ритмов и гармоний, сложные полифонические сплетения. В непрекращающемся звуковом потоке скрипка соло выступает как “совершеннейший оркестровый голос”, состязающийся с другими солирующими оркестровыми голосами, в частности с деревянными духовыми инструментами. Движение внезапно прерывается гротескно-танцевальным эпизодом народно-бытового склада. Его запоминающийся ритмический рисунок и тонкие интонации иронии поглощаются непреодолимо разворачивающейся стихией движения. В дальнейшем развитии “Скерцо” большую роль играет характерный энергичный мотив (Con tutta forza), тематически связанный с одной из главных тем 10-й симфонии.
3-я часть - “Пассакалия” (Andante фа минор). Грозная, властная тема, порученная струнным и литаврам, сопровождаемая призывными драматическими возгласами валторн, сразу же вводит в круг эмоциональных образов этой части. Необычайно выразительна, как бы парящая над всей частью партия скрипки.
Завершает концерт праздничная “Бурлеска” (Allegro con brio ля минор). Она буквально брызжет молодым весельем и задором, ослепляет блеском оркестровых красок. Музыка “Бурлески” отмечена ясно выраженными русскими национальными чертами. Основная тема пляса, открывающая финал, интонационно родственная тематизму предыдущих частей, сменяется плясовым эпизодом, веселым “скоморошьим” наигрышем. В новом красочном окружении появляется властная тема “Пассакалии”, как бы призывающая всех на народный праздник, картиной которого и завершается концерт.
Партия скрипки в концерте Шостаковича лишена каких-либо внешних эстрадно-виртуозных атрибутов. Вместе с тем это труднейшее для скрипача произведение.
Состав оркестра, без труб и тромбонов, с экономно разработанной в партитуре партией скрипок, дает возможность композитору рельефно очертить солирующую скрипку. Замечательный мастер оркестра Д. Шостакович использует инструментальные тембры в их выразительно-психологическом значении как одно из средств музыкальной драматургии.
На этой пластинке концерт записан в исполнении выдающегося советского скрипача Леонида Когана.
admin / 2013-10-06 07:39:14 / Редакция № 1: 2021-09-21 21:15:12
Изображение
АЗ, ГОСТ 68
admin / 2013-10-06 07:39:25 / Редакция № 1: 2017-05-25 21:11:08
Изображение
admin / 2014-04-11 11:52:16
Изображение
admin / 2014-04-11 11:52:28
Изображение
сторона 1
admin / 2015-08-03 20:26:15
Изображение
АЗ, ТУ 35 ХП 558-63
admin / 2017-04-28 07:09:54 / Редакция № 1: 2017-05-25 21:11:44
Изображение
admin / 2017-04-28 07:10:03
Изображение
admin / 2017-10-28 21:44:35
Изображение
admin / 2017-10-28 21:44:41
Изображение
admin / 2017-10-28 21:45:01
Изображение
admin / 2017-12-12 23:05:04
Изображение
admin / 2017-12-12 23:05:08
Изображение
сторона 1
admin / 2017-12-12 23:05:31
Изображение
Рижский завод,
ГОСТ 56,
сторона 1
lefff5 / 2019-05-15 12:00:11
Изображение
Рижский завод,
ГОСТ 56,
сторона 2
lefff5 / 2019-05-15 12:00:24
Изображение
ВСГ
lefff5 / 2019-05-15 12:02:09
Изображение
ВСГ
lefff5 / 2019-05-15 12:02:18
Изображение
ВСГ,
сторона 1
lefff5 / 2019-05-15 12:02:30
Изображение
ВСГ,
пробная,
сторона 1
lefff5 / 2019-05-15 12:03:42
Изображение
ВСГ,
пробная,
сторона 2
lefff5 / 2019-05-15 12:03:56
 
Комментарий
Изображение
jpg, png, gif, pdf, djv
  URL или
  локальный файл
  подсказка
Изображение
Латвия. Рижский завод / «Melodija». 1961-1964 — ГОСТ 5289-56
Синий треугольник